Творческие аспекты деятельности практического психолога в тренинговой работе

Печать

Козлов В.В.(Ярославль), Качанова Н.А.(Минск).

Прежде чем мы непосредственно коснемся обсуждения темы данной статьи, нам бы хотелось определить некоторые из ее ключевых понятий.

Традиционно под творчеством понимается специфический уровень овладения человеком социального опыта, характеризующийся самостоятельным выбором области и направления своей деятельности, способностью нетрадиционно подходить к решению вопросов, предлагая принципиально новый продукт.(2)

Творческие мыслительные умения соответствуют развитию всех других подструктур личности (направленности, идеалам, овладению учебными умениями, мировоззрению, саморегуляции, внешнему облику). Путь к творчеству начинается с формирования мотивов и потребностей в продуктивной деятельности (приоритет собственного решения, нацеленность на обдумывание, раскрытие своего «Я», осознание своей уникальности, единственности во Вселенной). Причем это – не условия, не фон протекания учебного процесса, а область целенаправленной работы человека по раскрытию себя, по созданию эмбриона креативности, который потом быстро обрастет приемами продуктивной деятельности.(6)

Под интегративными психотехнологиями («психе» - душа, «технос» - умение, навык, мастерство, «логос» - понятие, учение) понимаются совокупность концепций, методов, умений, навыков для достижения большей целостности и непротиворечивости личности, сознания, поведения и деятельности.(4)

ИИПТ появились в начале 90-х гг в России в соответствии с теми проблемами, которые возникли перед социумом и личностью.

Высокая адаптивность ИИПТ обеспечивается следующими факторами:

· огромной предысторией использования (40 тысячелетий) методов и техник трансформации и интеграции личности

· тесной связью с эмпирическими техниками самоинтеграции, которые используются людьми в обыденной жизни без теоретического осмысления

· высокой мерой научности

В ИИПТ существует огромное концептуальное поле, а также выверенные психофизиологические, социально-психологические исследования внутри картезианской парадигмы науки, что отвечает принципу научности. Теории и концепции ИИПТ обладают огромным разнообразием подходов (юнгианский глубинный анализ, психосинтез Р.Ассаджиоли, расширенная карта бессознательного С.Грофа, спектр сознания К.Уилбера, концепция целостностей психической реальности В.Козлова, кластерная теория интеграции М.Щербакова, матричная теория С.Всехсвятского, информационная теория И.Пригожина и др.)

Теоретический пласт ИИПТ обладает следующими качествами:

· Высокий динамизм

· Открытость

· Губчатость

· Тесная связь с практикой

Теоретические представления при всем многообразии подходов и направлений имеют ряд общих свойств:

oНелинейность и многомерность пространства, времени и человеческого сознания

oГолографическая, холономная интерпретация психики

oРасширенные карты бессознательного

oТехнологическое разрешение проблем с опорой на эмпирические практики

oХолистическая ориентированность трансформации

Теория ИИПТ имеет следующие истоки:

§ Теософические (даосизм, буддизм, чань-буддизм, изотерические направления мировых религий, философский мистицизм)

§ Холономная парадигма науки, сформированная в атомной физике и теории систем (теория относительности А.Эйнштейна, исследования Дэвида Бома и Карла Прибрама – голографическая модель мозга, теория шнурка Джефри Чью, теория диссипативных структур И.Пригожина)

§ Психолого-философские теории трансперсональной ориентации (Ст.Гроф, К.Уилбер, Ч.Тарт, Р.Дасс, Т.Маккена и др.)

§ Личностно-ориентированные психологические теории (У.Джеймс, З.Фрейд, В.Райх, О.Ранк, К.Г.Юнг, К.Роджерс, А.Маслоу, Ф.С.Перлз)

Разница между большинством направлений практической психологии, а также психотерапии и работой в измененных состояниях сознания заключается в том, что традиционная психология ожидает от терапевта структурирования и анализа переживаний клиента согласно какой-либо теории. От терапевта могут даже ожидать исцеления, в то время как исцеление в необычных состояниях сознания возникает внутри клиента и скорее поощряется, чем направляется специалистом по ИИПТ.(4)

Учитывая все вышесказанное, нельзя не отметить необходимость наличия не только глубоких теоретических знаний и практических навыков у специалиста, работающего в русле ИИПТ, но и его способности отказаться от тенденции руководствоваться в своей работе более или менее устойчивыми стереотипами. Наличие широкого кругозора не только в области практической психологии, но и в смежных науках, изучающих такое сложное и многостороннее существо – человека: биологии, антропологии, истории, культурологии, социологии и др., - формирует всесторонне развитую, эрудированную личность терапевта, обладающего гибким мышлением, способного исследовать новое, анализировать полученные данные вне своего, уже сформировавшегося мнения о «правильности» используемых им методик и подходов в терапевтическое практике. 

Анализ психологических исследований проблемы креативности мышления позволил нам выделить следующие важные условия развития данного вида мышления:

· Планомерно организованная деятельность в предметно-символьной развивающей среде.

· Самостоятельная поисковая активность, реализуемая в проблемных ситуациях с ориентацией на зону ближайшего развития.

· Внутренне-мотивированное экспериментирование в процессе решения поставленных задач. 

Из чего мы можем заключить, что творческая мотивация является одним из ключей к актуализации творческих способностей терапевта. Следующий необходимый фактор – проявление интеллектуальной активности. Мерой интеллектуальной активности по Д.Б.Богоявленской может служить интеллектуальная инициатива, понимаемая как продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуационной заданности. Без наличия этих двух аспектов психолог не в состоянии подходить творчески к поиску возможных решений проведения терапии как относительно индивидуального консультирования, так и групповой формы работы. Сама среда ИИПТ является открытым пространством теорий, концепций, умозрительных моделей, процессов и навыков, пребывание в котором позволяет человеку обрести и поддерживать целостность своей жизни. Это гибкое, многомерное направление новых способов описания реальности.(5) И ориентироваться в этом пространстве способна только такая же гибкая и глубоко чувствующая эту поражающую своим разнообразием многомерность жизни.

С этой точки зрения, отдавая должное в образовании и повышении квалификации психолога необходимости развития логических структур психики, познавательной мотивации, вербального мышления, нельзя забывать об освоении чувственной сферы: это, во-первых, понимание языка искусства, во-вторых, - понимание языка бессознательных влечений и языка тела, в-третьих, - это знание того языка, на котором говорит с нами или говорит через нас Природа (язык сновидений, язык динамики психологических состояний и т.п.).(7)

Другая сторона состоит в том, что образование же по определению должно «образовывать» человека, т.е. помогать развитию новых способностей, новых качеств характера, нового отношения к себе: - позитивной и деятельной целостности психики («Образа Я»). Это способствует обретению психологом источника его психической силы («энергетики»), эффективности его деятельности, удовлетворения от процесса работы и личных отношений. Так как субъективное предвосхищение успеха деятельности, ее благоприятного, позитивного конечного результата, по исследованиям Е.М.Григорьевой (1998г) способствует повышению продуктивности деятельности. А ориентация на доказательство своего превосходства, соперничество, избежание неудач, что является следствием неинтегрированности, раздробленности личности, становится барьером на пути к творчеству даже при большом интеллектуальном потенциале. 

Кроме того, в современной психологии и психотерапии с достаточной очевидностью меняется язык выражения: вместо вербального, понятийного, дискурсивного все большее распространение приобретает зрительный, эмоциональный, образный. Особенно это приобретает значение при проведении терапии в пространстве ИИПТ. Предельные переживания трудно вербализуемы, и поэтому наиболее подходящий язык для их обозначения – это язык метафор, притч; образов животных, божеств (архетипические проекции), стихий, движений. Когда передача какого-либо теоретического материала касается переживаний, стремящихся к плюс-минус бесконечности, при условии владения специалистом способом образного отражения действительности, спонтанно в его сознании всплывет нужный образ, адекватная метафора или притча и данная тема будет звучать так, что все смогут почувствовать ее насыщенность, реальность и силу.

Сегодня перед системой психологической помощи и консультирования стоят не только задачи вывода человека из кризисной ситуации, но и его последующей социальной адаптации, проявляющейся в первую очередь в раскрытии активного, самостоятельного, деятельного начала, развития индивидуально-своеобразного творческого потенциала личности клиента. Решение этих задач требует от психолога самому транслировать качества и состояния творческой личности, так как система и стиль работы терапевта являются факторами развития клиентов. 

В связи с этим нам представляется интересным рассмотреть профессиональный сценарий психологов, деятельность которых направлена на развитие творческого потенциала личности. Под профессиональным сценарием мы понимаем принятую человеком концепцию своей профессиональной жизни.

По проведенным наблюдениям, специалист, направленный на развитие творческого потенциала личности, отличается:

· ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактуализации

· самоуважением

· склонностью к экспериментированию

· внутренней мотивацией к труду

· смелостью и энергичностью

· творческим стилем деятельности

Такой терапевт эффективен в общении, стремится к личностным, а не ролевым отношениям с клиентами; влияет через трансляцию своих целей на их жизненные цели и ценности.

Отсюда мы можем заключить, что в формировании профессиональной и творческой активности психолога выделяются две стороны: воспитание профессионализма и развитие его личности. Построение своего профессионального сценария, переживание значимости своей профессиональной роли опосредованы не только теоретической и практической подготовкой терапевта, но и его индивидуальными качествами.

Иногда в психологической среде поднимается следующий вопрос: должен ли психолог быть прежде всего профессионалом, который имеет право отделить свой внутренний мир, свою личную жизнь от профессиональной деятельности или психолог прежде всего личность, а индивидуальность его – есть основной инструмент воздействия на клиентов, а общение с ними должно осуществляться не на уровне конвенциональном, т.е. на уровне социальных ролей, а на уровне межличностного взаимодействия. Однако следует заметить, что наличие своеобразной «двойственности» человеческого существования терапевта – в качестве личности и в качестве профессионала, - вполне закономерно может породить проблемы в будущем существовании самой личности специалиста. Проблема, скорее, состоит не в том, чтобы четко очертить границу личной жизни и профессиональной жизни психолога, а в том, чтобы он более или менее комфортно чувствовал себя в профессиональной роли, независимо от ориентации психологической практики. Идея целостности, единства личности должна стать основой подхода к анализу обозначенного вопроса. Представленная экспериментальная работа основывалась на вышеприведенных соображениях.

Основание для проведения исследовательской работы: утверждении о возможности и необходимости личностного развития психологов как условия их профессионального роста и развития творческого аспекта их личности. Индикаторами личностных изменений служили ценностные и смысложизненные ориентации, самоотношение и направленность в общении. Именно эти личностные образования, являясь главными регуляторами жизнедеятельности личности и ее внутриличностного функционирования, определяют ценностно-мотивационный выбор и направляют как каждый момент ее активности, так и всю жизнь в целом. 

Основная задача нашего исследования: изучение мотивационно-самооценочных характеристик психологов, работающих в пространстве интенсивных интегративных психотехнологий. Внутри выборки, на наш взгляд, самооценочный механизм должен быть непосредственно связан с предпочтением тех или иных моделей взаимодействия с клиентами и акцентуацией на достижение того или иного рода результатов в работе.

Для обследования использовались следующие методики: анализ деятельности психолога и его психологических концепций, мотивационно- результативныя лабораторная методика № 1 О.В.Дашкевича.

Выборка участников эксперимента составила 56 профессионалов, ведущих деятельность в контексте ИИПТ.

Результаты исследования: По полученным результатам мы дифференцировать специалистов в заисимости от их способа взаимодействия с клиентами, способа подачи информации, доминирующих особенностей самооценки на три подгруппы:

1. Психологи с личностно-ориентированным типом поведения и обучения (20%), с ярко выраженной просоциальной направленностью личности и с адекватной самооценкой. Адекватность самооценки данных профессионалов характеризовалась незначительной выраженностью, с одной стороны, завышения своих возможностей (33,6+ 1,4%), а с другой – занижения (34,2+ 1,6%), выраженной настойчивостью в достижении успеха, оптимальной степенью уверенности в своих возможностях (около 70%).

2. Психологи с выраженной экспрессивностью и высокой двигательной активностью (50%), ориентацией в проведении терапии на мотивацию, развитие творческого потенциала личности и с адекватно высокой самооценкой. Адекватно высокая самооценка таких психологов характеризовалась незначительной выраженностью, с одной стороны, занижения своих возможностей (33,3+ 2%), а с другой – выраженного завышения (49, 0 + 2,1%).

3. Психологи с уступчивым типом поведения (30%), с готовностью принимать и поддерживать клиента, с ориентацией на приспособление процесса терапии к уже сложившимся психологическим образованиям личности, с гуманистической профессиональной мотивацией и с адекватно низкой самооценкой. Адекватно низкая самооценка данных специалистов характеризовалась незначительной выраженностью, с одной стороны, завышения своих возможностей (32, 8 + 1,4%), а с другой – выраженного занижения (50,2 + 1,6%).

Выводы и рекомендации: Основываясь на полученных результатах, мы можем констатировать тот факт, что сбалансированность самооценочного механизма психологов позволяет им переживать амбивалентные чувства, характеризующиеся гордостью за результаты своей деятельности и в тоже время неудовлетворенностью от достигнутого результата, что и является стимулом к творческому поиску.

Деятельность всегда осуществляется личностью. Ее цели и мотивы оказывают влияние на уровень выполнения деятельности. Если цели личности лежат вне самой деятельности, если человек работает только, чтобы не потерять престиж, то деятельность выполняется добросовестно, но ее результат при даже блестящем исполнении не превышает нормативно требуемый продукт. Строго говоря, таких людей можно считать просто очень способными, поскольку творческий аспект личности выявляется лишь при увлеченности самим предметом, поглощенностью деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена сама задача, реализована первоначальная цель. То, что человек делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело место «развитие деятельности». А развитие деятельности по инициативе самого человека и есть творчество.(1)

Поэтому так важно, говоря о развитии творческого аспекта личности, не ограничивать свою работу лишь составлением программы обучения (ускорения, усложнения и т.д.) Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности личности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности (1), где возможность творчества выступает одной из составляющих данного емкого понятия..

По преданию, любимый ученик древнегреческого мудреца Зенона однажды с удивлением спросил: «Учитель, когда я несколько лет тому назад приступил к обучению, мне казалось, что я знаю почти все, и мне осталось лишь немного пополнить свои знания, чтобы стать всеведущим. А теперь я убедился, что я ничего не знаю. Что же случилось?»

Тогда Зенон начертил на песке два круга: один маленький, а второй – огромный, и сказал: «Запомни: чем шире круг нашего познания, тем больше точек соприкосновения с Неизвестным».

В каком-то смысле творческий человек – это человек незнания. Нет в нем той определенности, которая позволяет другим людям превратить себя в болото устаревших принципов и статичных поз, в котором может бесследно сгинуть любой творческий порыв, искра Нового, открытие Неизведанного.

 

Использованная литература.

 

1. Богоявленская Д.Б. К вопросу о творческой одаренности. // В сб. Психология и практика./ Под ред.В.В.Козлова, ЯрГУ, МАПН,Российское Психологическое Общество,1998. – с.26-27.

2. Еникеев М.И. Общая психология: учебник для вузов. - М.: «Издательство ПРИОР», 2000,-400с.

3. Зобков В.А., Торопова Е.Е. Психологические особенности творческой личности учителя. // В сб. Психология и практика./ Под ред.В.В.Козлова, ЯрГУ, МАПН,Российское Психологическое Общество,1998. – с.82-83.

4. Козлов В.В. Социальная работа с кризисной личностью. Методическое пособие. – Ярославль, 1999. – 303с.

5. Козлов В.В. Истоки осознания. – Волгоград: Издательство «Семь ветров», 1999. – 288с.

6. Юдин В.В., Кошапов С. Опыт использования медитативных занятий в целях образования личности. // Сб. «Из хаоса в космос» по материалам международного фестиваля «Тело. Дыхание. Дух» Ред. В.В. Козлов – М., 1995. – с.108-113.

7. Михайлов И.В. «Образ и образование», // В сб. Ежегодник «Психология и практика» Т.4,в.2 под ред В.В.Козлова, ЯрГУ, МАПН, Российское Психологическое Общество, 1998 - с.142-144.

In Section: Материалы - This article belongs to category: Статьи