Социальная работа – проблемы стратегии развития

Печать

В.В.Козлов, ЯрГУ

Во время выступлений на пленарном заседании многие докладчики обратили внимание сугубо методологическим вопросам социальной работы. Это проблемы объекта, предмета, основных методологических принципов, определения социальной работы как особой сферы науки и общественной активности, проблемы профессионального статуса и т.п.

Вне сомнения, настоящий момент ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. Они могут профессионально помогать всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни. В первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане (пожилым людям; инвалидам; детям, лишенным нормального семейного воспитания; лицам с психическими расстройствами; алкоголикам; наркоманам; больным СПИДом; семьям из групп “риска”; лицам с девиантным поведением). Они не только снимают социальную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов, призванных полнее выразить интересы различных слоев населения.

На исходе второго тысячелетия в России, после рыночных реформ, которые не только улучшили прежнюю “плохую” жизнь при коммунистах, но и довольно таки успешно понизили и без того невысокий уровень жизни, остро стоит вопрос не только о социально незащищенных слоях населения, но и о жизни среднего класса. Он благодаря экономическому реформированию приблизился вплотную к черте бедности. 

Долгосрочные задержки выплаты зарплат, сокращение пособий, задержка стипендий студентам, бесконечные обещания Правительства привели к социальной напряженности. Странная ситуация – сами социальные работники по уровню доходов являются клиентами социальной работы и по уровню доходов могут быть идентифицированы с бедными или даже нищими слоями населения.. Трудно вообразить, но сегодняшний выпускник ЯрГУ, получивший специальность по социальной работе, имеет начальную ставку 380 рублей. Это в три раза меньше официального прожиточного минимума. Сразу понимаешь, что социальная работа – это не профессия, а особый духовный путь бескорыстного служения другим.

Обострение социально-психологической напряженности в условиях политической нестабильности и экономического кризиса делают особенно актуальным вопрос о практической деятельности социальных работников, методологии и технологиях её осуществления.

В истории развития любой страны можно найти связь между формами, видами социальной работы и возникающими социальными проблемами. И хотя в России социальная работа как профессиональная деятельность (в западном понимании) только начинает развиваться, отдельные её виды и формы имеют длительное историческое развитие (например, патронажные службы, медико-социальная помощь, службы социального обеспечения и т.д.). Поэтому, занимаясь проблемами социальной работы на разных уровнях, важно активно использовать существующий опыт помощи различным группам населения. Следует учитывать, что существуют особенности в организации социальной работы и в использовании отдельных её методов, обусловленные спецификой теоретико-методологических подходов к одним и тем же социальным проблемам.

Особого внимания требуют, с одной стороны, технология воздействия, оказание социальной помощи на индивидуально-личностном уровне взаимодействия с клиентом, и с другой - глобальные социальные программы социальной помощи нуждающимся в ней гражданам.

Профессиональная подготовка социальных работников в России делает первые шаги. Социальная работа как деятельность (особенно как непрофессиональная, добровольческая) уже длительное время существует в России. К непрофессиональной деятельности относятся различные виды добровольческой помощи и взаимоподдержки, которые являются неотъемлемыми компонентами жизнедеятельности отдельных субъектов и социальной практики в целом в любом обществе.

Основой профессиональной работы выступают отношения “социальный работник - клиент” (клиентом может выступать и общество, и социальная группа, и индивид). Мы можем выделить следующие уровни объектов социальной работы:

· конкретный человек

· различные социальные группы (по профессиональному признаку, по возрасту, по половому признаку и др.)

· конкретное общество

· всё человечество

Реализация этих отношений может идти по двум направлениям: социального проектирования и прогнозирования (структурная социальная работа) и непосредственной работы с индивидом или группой (психосоциальная работа).

Для российского общества в настоящее время жизненно важно развивать и структурную социальную работу, и деятельность социальных работников с применением психологических техник и технологий. Важно, чтобы оба эти направления взаимодополняли друг друга.

Социальный работник как субъект специфической деятельности должен владеть немалым арсеналом умений и навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права. Знания и умения в сочетании с соответствующими личностными качествами и способностью к творчеству могут рассматриваться как готовность к профессиональной деятельности.

В самом общем виде суть социальной работы заключается в регуляции правовых и экономических отношений человека с обществом, оказание помощи в решении личностных проблем.

Цель социальной работы: сохранять комфортное, достойное, правовое существование человека как субъекта общества, а также адаптировать личность в социуме.

Объектом социальной работы является, как мы указывали выше, человек и различные общности. В сложившейся экономической и социальной ситуации в нашей стране помощь в основном направлена на тех, кто находится в самой тяжелой и безвыходной ситуации: многодетные семьи, беженцы, безработные, пенсионеры, инвалиды. В настоящее время забота государства о слабо защищенных слоях населения почти совсем исчезла. Пособия приходят с большим опозданием, а их размер просто смехотворен.

Использование психотехнологий в социальной работе на уровне объектов касается индивида и групп. Что касается уровней общества и всего человечества, автор данной статьи достаточно скептически относится к организации социальной работы на данных уровнях. Особенно в современном обществе. 

Вопрос методологии социальной работы чрезвычайно важен, т.к. он является основным вопросом организации науки и профессиональной деятельности. 

Анализ ведущих тенденций развития мировой теории и практики социальной работы свидетельствуют о том, что в этой области происходят новые важные процессы. Усиливается гуманистическая направленность социальной деятельности в целом, которая ориентируется не только на защиту отдельного индивида в его конкретной трудной ситуации, но и на целостный подход к человеку. Растет общественное признание социальной работы как профессии. Социальная работа многогранна и уникальна. Она связана с человеком в целом - в его биологическом, социальном и духовном параметрах. Обусловлена совокупностью взаимосвязанных факторов, характеризующих все разнообразие человеческого поведения и взаимоотношений.

Объектом социальной работы является человек. Субъектом социальной работы выступает тоже человек. Поэтому доминирующими были и остаются отношения “специалист - клиент”. Для эффективной профессиональной деятельности социальному работнику необходимы знания психологии, чтобы грамотно наладить контакт с клиентом.

Но успешный социальный работник должен быть не только в какой-то степени профессиональным психологом, но и психотерапевтом. Социальная работа является максимально интегративной дисциплиной. Если посмотреть на социальную работу как на вид деятельности, то можно заметить, что эта профессия соединяет в себе множество знаний и навыков из других областей. Действительно, есть специалисты, специализирующиеся строго в своей области. Но социальная работа пытается уйти от этого узкого подхода. Она видит человека и понимает его как целостное существо, которое в конкретной ситуации испытывает трудности определенного характера. Когда мы говорим о том, что социальный работник должен быть психологом и психотерапевтом, то не имеем в виду профессиональную деятельность в качестве психолога или психотерапевта, а о профессиональных функциях, компонентах профессиональной деятельности социального работника. Это чрезвычайно важно, т.к. любая профессия, в том числе и социальная работа, имеет сферу компетентности. 

Одновременно с этим нам хочется отметить, что для эффективной социальной работы в диадах «профессионал- личность» и «профессионал-группа» психологическая и психотерапевтическая компоненты являются исключительно важными, если не сказать основными.

Таким образом, мы можем сделать первый и основной вывод – развитие социальной работы как вида деятельности и ее реализация в настоящий момент возможна в психосоциальной сфере. Хотя и сегодняшнее правительство достаточно оптимистично в социальном проектировании и прогнозировании, обыденная реальность не дает нам повода поддерживать такую установку. 

Как показывает анализ выступлений на этой конференции и опыт ознакомления с социальной работой на местах, в настоящий момент наблюдается разрыв науки и практики на образовательном, методологическом, технологическом уровнях. Это чрезвычайно важная проблема и, на наш взгляд, она вызвана общей тенденцией к автономизации в системе социальной работы.

При первом приближении мы видим обособленность между практиками, специалистами, центрами социальной работы. Даже между специалистами и центрами, которые занимаются одинаковыми проблемами и контингентом клиентов, нет налаженной связи и понимания. Более того, некоторые управляющие структуры социальной работы слабо представляют опыт работы и даже само существование центров на местах. 

Во-вторых, существует разрыв между образовательными структурами разных уровней и реальной практикой социальной работы. На наш взгляд, он отражается как в противоречии содержания образования и требованиями к ней со стороны практики, так и профилизацией, специализацией образования и потребностями этих спецализацией на практике. Особенно велик разрыв на уровне навыков и умений (коммуникативных, организаторских, специальных для разных направлений социальной работы), которые к сожалению совершенно не формируются в образовательных системах и настоятельная потребность таковых в практической социальной работе. 

В-третьих, существует неоднозначность и противоречивые толкования между научными сообществами по поводу предмета, объекта, методологии и содержания социальной работы, понимания смысла социальной работы на категориальном уровне.

Таким образом, мы можем зафиксировать тот факт, что социальная работа как наука и практика находится только на уровне своего формирования.

Успешность этого процесса зависит от той стадии, в преддверии которого мы находимся и которую мы можем реализовать нашими общими усилиями – это интеграция. 

1. Реализация государственных программ социальной работы в практику деятельности структур социальной работы на местах.

2. Ранняя специализация образовательной системы в соответствии с потребностями в кадрах соответствующей квалификации на местах.

3. Создание единого информационного поля социальной работы в регионе, которое могло бы интегрировать не только содержание практики социальной работы специалистов, центров, образовательных систем, но и сформировать банк теоретической, методологической, психотехнологической информации с той цель, чтобы каждый человек, привлеченный к той или иной форме социальной работы, имел к нему доступ.

4. Привлечение научных кадров к социальным программам.

5. Подготовка личности социального работника с учетом не только когнитивных компонентов, но и навыков и умений для реальной деятельности на рабочих местах.

6. Интеграция усилий практиков и теоретиков социальной работы в создании научно-методологической парадигмы социальной работы в крайнем случае на уровне Ярославского региона.

7. Разработка научно-обоснованных психотехнологий для работы с личностью клиента социальной работы.

Таким образом, мы поставили семь целей интеграции социальной работы. 

Любому социальному работнику, интересующемуся языком символов, известно, что число семь является некоторой совершенной мандалой, соединяющей триединство небесного и четырехстороннесть земного: семь дней в неделе и каждый из этих дней представлен своим характером даже на уровне обыденного сознания, семисвечие - “менора” в храме Соломона, семизвонная совершенная музыкальная гамма лиры Орфея, семь сфер небесного свода. Как писал Гиппократ: “число семь, благодаря его таинственным качествам, стремится во все вдохнуть жизнь - оно есть фармацевт бытия и источник всякого изменения - сама Луна изменяет фазы каждые семь дней. Это число присутствует во всем возвышенном и величественном”.

Для нас важна реализация этих целей. На наш взгляд, именно интеграция усилий приведет к тому качеству социальной работы, когда она будет научно обоснованной, точной, эффективной и полезной для общества.

In Section: Материалы - This article belongs to category: Статьи