Методологические аспекты интенсивных интегративных психотехнологий в социальной психологии кризисного общества

Печать

В.В. Козлов

Развитие психологии может быть рассмотрено как развитие понятий, составляющих каркас науки. Именно эта идея является основой для проведения теоретических психологических исследований. Одновременно с этим теоретический уровень связан и с объяснением психических феноменов. На теоретическом уровне психическое, наблюдаемое и воспринимаемое феноменологически, становится психологическим.

Таким образом, любая психологическая теория может иметь два основных источника:

- развитие и уточнение, новое осмысление понятий и категорий;

- эмпирический, феноменологический пласт, возникающий из опыта взаимодействия с психической реальностью.

Методологический уровень является, по нашему мнению, определяющим по отношению как к эмпирическому, так и к сугубо теоретическому.

Методология является стержнем любой науки. Особенно важны методологические принципы в тех областях, которые касаются социально-психологических феноменов, человеческого сознания и психики. Значимость методологии как совокупности принципов и способов организации теоретической и практической деятельности социальных психологов возрастает при применении интенсивных интегративных психотехнологий, которые используют в своей структуре взаимодействия с клиентами измененные состояния сознания (трансовые, расширенные, психоделические).

Именно методология должна ответить на вопросы:

- что является объектом самосовершенствований и терапии (проблемная социально-психологическая ситуация, кризисное состояние личности, референтное социальное окружение, бессознательный материал индивидуальной биографии, духовный потенциал, трансперсональные структуры, целостности психической реальности и т.д.);

- как соотносится трансформация личности и групповых ценностей с ригидностью социального окружения (трудно ожидать, что за время работы с клиентом в индивидуальной или групповой формах что-то изменится в общественных отношениях личности);

- как влияет изменение качества или свойства личности на систему других психологических свойств человека как сложной системы;

- что принять за точку отсчета самосовершенствовании личности и каков вектор развития.

Для нас важно также вычленение в методологическом отношении предмета социальной психологии в интенсивных интегративных психотехнологиях. Как известно, по настоящее время этот вопрос является достаточно бурно обсуждаемым. Но нам хочется больше опираться на осмысление предмета, которое было представлено еще в 60-е годы и заключается в описании социально-психологических явлений. Б.Д. Парыгин считает, что социальная психология изучает:

1)социальную психологию личности;

2) социальную психологию общностей и общения;

3) социальные отношения;

4) формы духовной деятельности. Согласно В.Н. Мясищеву, социальная психология изучает:

1) изменения психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия;

2) особенности группы;

3) психическую сторону процессов общества.

В.В. Новиков считает, что предмет социальной психологии достаточно широк, и к его определению можно двигаться с двух сторон: как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений. По мнению В.В. Новикова в предмет изучения социальной психологии входят следующие социально психологические явления:

1) социально-психологические свойства(потребности, интересы, идеалы, черты характера той или иной группы);

2) социально-психологические отношения (любовь, вражда, ненависть, симпатия, настроения, мировоззрения);

3) социально-психологические состояния (настроения, чувства, привычки);

4) социально-психологические процессы (заражение, подражание, конформизм, лидерство, фантазия, ингибиция) (Новиков В.В.,1998).

Как показывает анализ даже этих трех представлений, интенсивные интегративные психотехнологии являются не только социально-психологическими методами в прикладном аспекте, но и по содержанию предмета, своей направленности, целям и задачам.

В начале 90-х гг., изучив труды Грофа, Тарта, Уилбера, Капры, мы заявили, что интенсивные интегративные психотехнологии придерживаются голономной парадигмы построения науки, которую понимали как систему научных принципов, теорий, методов, в методологическую основу которых положена голографическая модель Вселенной и человеческого сознания.

Опыт показывает, что голономную парадигму очень трудно применить в реальной работе социального психолога, психотерапевта или психиатра.

Предельное осознание голономной парадигмы происходит в холотропной реальности, но люди существуют в хилотропной реальности, в линейном времени и трехмерном пространстве.

В европейской традиции голономная парадигма представлена монадологией Готфрида Вильгельма Лейбница, который считал, что каждая монада обладает возможностью представить всю Вселенную внутри себя, и является миром в миниатюре, микрокосмом, живым зеркалом Вселенной: «Каждое тело чувствует все, что происходит во Вселенной, так что тот, кто видит все, может прочесть по частице то, что происходит где-то еще и, более того, что происходило и будет происходить, воспринимая в настоящем то, что удалено во времени и пространстве».

Методология интенсивных интегративных психотехнологий должна быть соизмерена с обыденностью человеческого существования и инструментально адаптирована к его проблемам жизни в обществе. Это несколько приглушает их романтический и мистический ореол, но не снижает их эффективности.

Мы хотим предложить несколько идей, которые, на наш взгляд, могут быть, по крайней мере, предметом обсуждения в методологии интенсивных интегративных психотехнологий.

Прежде всего, необходимо дать определение рабочих понятий.

Интенсивные интегративные психотехнологии -система теорий, концепций, моделей, методов, умений и навыков, которые ведут человека к большей целостности, к меньшей конфликтности, раздробленности сознания, деятельности, поведения.

Интеграция - это осознание конфликтов между фрагментами сознания и открытое, оценивающее принятие того, что ранее отвергалось, отрицалось, подвергалось подавлению и было не рефлексируемо.

Цель самосовершенствования и личностного роста - холистическая - достижение людьми большей целостности, гармоничности, сбалансированности в жизни.

Для формирования парадигмы интенсивных интегративных психотехнологий могут стать некоторой базой методологические принципы, которые мы перечислим и опишем ниже. Следует сразу отметить, что методологической основой как построения целостных психотехнологий, так и экспериментальных исследований явились основополагающие принципы отечественной социальной психологии. Одновременно мы осмелились сделать свое осмысление общих, частных и конкретных уровней методологии в их преломлении в ИИПТ.

 

Принцип целостности

Первый принцип - целостный подход в теоретической и практической деятельности в интегративных психотехнологиях. Целостный подход подразумевает системный анализ предмета науки. Принцип целостности постулирует понимание человека как живой, открытой, сложной, многоуровневой самоорганизующееся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического рав­новесия и генерировать новые структуры и новые формы организации.

Мы будем придерживаться следующего определение системы: система - это совокупность двух или более элементов, удовлетворяющая следующим трем условиям:

1) поведение каждого элемента влияет на поведение целого;

2) поведение элементов и их воздействие на целое взаимозависимы;

3) если существуют подгруппы элементов, то каждая из них влияет на поведение целого, и ни одна из них не оказывает такого влияния независимо.

В качестве базисных посылок, описывающих принцип целостности, мы можем обозначить следующие положения:

1) основными процессами в функционировании психической реальности являются процессы организации, т.е. образования новых структур;

2) основная функция человека как целостной системы - структурный, биоэнергоинформационный обмен со средой;

3) процессы эволюции и инволюции систем понимаются следующим образом: повышение целостности и внутренней непротиворечивости является прогрессивным, а увеличение раздробленности и конфликтности как регрессивное;

4) в ходе эволюции уровень организованной сложности, количество взаимосвязанных уровней и гибкость психической реальности человека как са-морефлексирующей целостной системы возрастает;

5) психика является самоорганизующейся динамической системой, поэтому адекватным описанием ее может быть только процессуальное описание;

6) в самоорганизующихся системах процессы развития и функционирования тождественны, т.е. психика как сложная система имеет качество самосовершенствований, внутреннего изменения как инвариантное, имманентно присущее ее существованию;

7) психика - сложная многоуровневая открытая живая система.

 

Генетический принцип 

Второй принцип - генетический или принцип развития. Само обозначение психики как сложной многоуровневой открытой живой системы, как мы указывали выше, вносит генетический принцип, как имманентно присущий человеку, его психической реальности.

Наиболее адекватное и близкое к парадигме интегративных психотехнологий описание проявления генетического принципа в развитии систем, существует в теории диссипативных структур (Г. Ник-лис, И. Пригожий, 1990). Неравновесные (диссипативные) структуры проявляют следующие свойства: избирательная неустойчивость, вероятностный отбор состояний, «режим обострения» в ходе эволюции системы, а также автономность, независимость собственной эволюции системы от начальных условий ее возникновения.

Суть этих свойств состоит в следующем. Сложная, многокомпонентная система, каковой является человеческая психика, имеет потенциально множество векторов своего развития. Эти пути определяются в критических точках - точках бифуркации, когда система колеблется перед выбором и затем принимает направление своего дальнейшего развития. В точке бифуркации даже небольшое добавочное воздействие на систему может положить начало эволюции в совершенно ином направлении, которое изменит все поведение макроскопической системы. До очередной критической точки система будет функционировать на детерминистских началах в соответствии со своей природой. Это так называемые принципы избирательной неустойчивости и вероятностного отбора состояний.

«Режим обострения» в ходе эволюции системы означает, что внутри сложной системы между ее отдельными участками устанавливаются конкурентные отношения. Среди них выделяется один основной, быстро развивающийся процесс, подавляющий все остальные, который идет со все большей скоростью. Таким образом, побеждают все более совершенные формы, возникающие быстрее и раньше других. Данное явление связано с четвертым свойством нелинейной системы - с ее автономностью, независимостью от исходных условии возникновения. Суть последнего в том, что система как бы забывает условия своего происхождения, другими словами, раз возникшая в нелинейной среде структура приобретает статус самостоятельности.

Когда система дойдет до очередной точки бифуркации, структура вновь окажется в состоянии неустойчивости и вероятностного выбора, однако последующий выбор будет выбором в границах уже найденного пути эволюции, т.е. его усилением и усложнением.

Это обусловливает особую значимость ранних этапов в эволюции человека как системы.

Указанные закономерности позволяют сделать предположение о взаимодействии между компонентами системы, которые ведут себя в некоторой степени как отдельные системы: самоподдерживаются, наращивают свою структуру, взаимодействуют, конкурируют за обладание ресурсами. Наиболее активная структура эволюционирует в режиме с обострением и автономизируется, т.е. начинает функционировать как самостоятельная система. Данная закономерность хорошо наблюдается при работе с клиентами, когда их сознание полностью «поглощено» проблемой. Эта новая система работает на свой собственный рост и относится к материнской системе как к окружающей среде: черпает из нее ресурсы для поддержания автономии. Для сохранения своей целостности материнская система должна «родить» f новую автономную систему, отделить от себя, либо разрушить автономию, в противном случае значительную часть своих ресурсов ей придется тратить на поддержание, точнее, на содержание новой системы. Задача психотерапии и самосовершенствовании заключается в том, чтобы девальвировать систему, представляющуюся проблемной. Стратегии t работы при этом могут быть следующие: перекрытие энергии и информации, которая поддерживает систему, уничтожение системы, вывод ее во вне с тем, чтобы система восстановила гармоничное соотно­шение между своими частями.

Работа с кризисными состояниями личностью с использованием целостного подхода основана на выполнении следующих пяти положений, лежащих в основе самоорганизации систем. При этом проблемные, кризисные состояния личности мы можем рассматривать как систему, которая находится в точке бифуркации, дисбалансированную под воздействием внутренних или внешних факторов.

Положение 1. Выбор степеней свободы, необходимых для достижения цели, и отказ от лишних степеней свободы, что создает упорядоченную структуру взаимодействия компонентов в процессе самоорганизации. Связи между отдельными параметрами системы, ограничивающие их свободу, образуют жесткие или гибкие связи, выполняющие условия баланса - закона сохранения, когда существует равнодействие внутренних и внешних сил. Наблюдения показывают, что личность, вошедшая в «зону социальных рисков» (болезнь, потеря работы, выход на пенсию, инвалидность и др.), испытывающая психическую травму или психодуховный кризис, часто дезориентирована в целях в связи или с увеличением степеней свободы, или их тотальным сокращением. И в том и в другом случае личность как сложная система может быть дезорганизована:

- в первом случае личность теряет жизненную энергию в связи с высокой энтропией целей - сила намерения и направленности активности личности рассеивается вне четкости, определенности, ограниченности поставленных целей;

- во втором случае энергия растрачивается в связи невозможностью выбрать привычные цели и ценности, жизненная энергия угасает без проявления.

Положение 2. Система должна быть открыта для обмена энергией, информацией, веществом. Подводимые к системе энергия, информация, вещество создают неравноценную ситуацию, необходимую для возникновения процессов самоорганизации самосогласованных кооперативных процессов. Управление самоорганизацией ведется на основе естественных свойств системы путем изменения подводимой энергии, информации, вещества, изменением свойств системы, изменением взаимодействия внутри системы: сжатия или ослабления - расширения связей между компонентами, участвующими в самоорганизации. Сжатие связей отвечает состоянию в будущем, расширение - в прошлом, что позволяет разработать процедуру перевода из старого в новое, более предпочтительное. Это состояние может быть как состо­янием вырождения и деградации, так и более высокого уровня упорядоченности. Один из вариантов управления системой - введение в ее структуру новых единиц влияния на процессы взаимодействия между компонентами (через их внешнее присоединение или формирование их внутри самой системы).

Положение 3. Согласно исследованиям И. Пригожина, состояния систем можно разбить на два класса: равновесная, или линейная, область, в которой все предсказуемо; и неравновесная, или нелинейная, в которой все движения системы являются сложными функциями внутренних и внешних сил. Именно в области сильного неравновесия система способна эволюционировать к некоторому новому стационарному состоянию через некие флюктуации, возникающие сначала в определенной области, а затем распространяющиеся на все пространство существования системы. Кризисные состояния личности (как ситуационные, так и возрастные) существуют именно в области сильного неравновесия.

Положение 4. Для поддержания процесса самоорганизации и преодоления затухания и рассеивания энергии в систему должен быть осуществлен непрерывный приток энергии, достаточный для установления новой глобальной структуры. Причем внешние силы, действующие на систему, должны включаться в нее (путем замыкания через обратные связи) в качестве внутренних сил - в этом и есть смысл перехода от внешней организации системы к ее самоорганизации. Смысл и сущность психологической или психотерапевтической работы с клиентами в «зоне социальных рисков» (стресс, проблемная ситуация, психологическая травма и т.п.) заключаются в своевременной и качественно структурированной энергетической поддержке клиентов. При этом поддержка должна быть прекращена при образовании новых глобальных социально адаптированных позитивных структур в системе. Если все время направлять на систему энергию и не прекращать поток при приобретении новых качеств системой, она может потерять автономность и способность к самоорганизации.

Положение 5. Процесс самоорганизации, приводящий к образованию в неравновесной системе упорядоченных структур с принципиально новыми свойствами, основан на возникновении сонастройки новых структур с остальными переменными системы, установлении новых связей и взаимодействий внутри всей системы. В тех ситуациях, когда внешние силы не обладают достаточной энергией для образования и энергетической поддержки новых внутрисистемных структур, следует направить фокус активности на внутренние ресурсные состояния системы.

Эти принципы находят выражение на всех уровнях психологической,социально-психологической и социальной работы - глобальных общественных структур (классов и слоев, страт, национальностей и этнических единиц), макроструктур общества (общественных организаций, предприятий), микроструктур (малых групп, семей) и уровне отдельной личности [108].

 

Принцип обусловленности

Третий принцип - принцип обусловленности - мы уже раскрывали выше, когда рассматривали принцип целостности и генетический принцип в аспекте системного детерминизма: психика является сложной многоуровневой системой взаимосвязанных пространственно-временных сознательных и бессознательных целостностей, между которыми существует информационно-энергетическое взаимодействие как на уровне находящихся в функциональных отношениях компонентов, так и целостностей, самой системой и ее социальным окружением (под понятием целостностей подразумеваются ЦПР - целостности психической реальности (В.В. Козлов, 1995)).

Хочется отметить еще несколько проявлений третьего принципа, которые, на наш взгляд, значимы при работе с клиентами:

- неравновесное состояние системы воздействует на линейную область, т.е. следствие влияет на причину, вызвавшую его. Клиент в зоне дисбаланса может интерпретировать факты биографии из точки кризисного состояния и содержание интерпретации будет обусловлено неравновесным состоянием системы и искажать линейную область;

- содержательно одинаковые неравновесные состояния могут детерминировать различные векторы эволюции системы - прогрессивные и регрессивные и возможный содержательный континуум векторов (например: одинаковый по содержанию личностный кризис может привести к суицидной попытке и к гармоничности);

- содержательная цель самосовершенствовании и психотерапии во многом определяет процесс его достижения. Ребефинг выстраивает технологию проработки травмы рождения и достаточно успешно участники групп прорабатывают эту трансформационную цель, реинкарнационная терапия занимается неким «кармическим хвостом» и клиенты всерьез «очищают» карму, дианетика в соответствии со своей целью занимается клирингом и др.

 

Принцип позитивности

- Четвертый принцип - принцип позитивности -обозначает центрированность специалиста и клиента на положительном опыте. Многолетняя работа с клиентами показывает, что применение этого принципа приносит большой трансформационный эф фект. Люди, приходящие к специалисту - практическому психологу или психотерапевту, находятся в дисбалансированном состоянии, которое они оце­нивают как «плохое» или «проблемное». Иногда нахождение позитивных элементов в ситуации уже является шагом в самосовершенствовании, когда система из неравновесного состояния за счет позитивного отношения и поддержки переходит к равновесному состоянию более высокого порядка, на следующую ступень интеграции.

Масштаб социальных преобразований на территории нашей страны реально сопоставим лишь с поистине революционными изменениями в жизни и сознании людей в начале века. Ломка стереотипов взаимоотношений в семье и в группах, переоценка ценностей (среди которых, по опросу младшекурсников московских вузов, сейчас на первые места вышли секс, деньги, материальное благополучие, а Родина оказалась на последнем месте), сопровождается утратой смысла жизни.

Принцип соборности, который является ведущим этическим принципом для русского менталитета по мнению известного петербургского психолога Семенова В.Е., повсеместно отрицается и на уровне идеологии через массовые средства информации прививаются индивидуализм, эгоцентризм и свобода личности до степени вседозволенности.

В своем выступлении на Международном симпозиуме «Социальная психология - XXI век» (Ярославль, 1999), анализируя особенности русского менталитета, Семенов В.Е. отметил, что народная мудрость всегда жалела духовно больных людей, одержимых страстью к богатству и власти. Семенов В.Е. справедливо считает, что идеалом русского народа является не материальное богатство, а святость и духовные ценности, высокие идеалы нравственности, идеалы доброты и великодушия, милосердия и сострадания, совестливости, честного отношения к труду.

Возможность положительных нравственных отношений, эмпатии, добра, творческой жизнеутверждающей любви, милосердия имманентна сущности человека.

Повседневная жизнь современного русского человека наполнена проблемами, злом, безысходностью, страданием. А добро, т.е. позитивное в жизни, нужно делать. И часто единственная цель сотворчества между психологом и клиентом - нахождение позитивного.

Позитивность предполагает несколько шагов во взаимодействии с клиентом:

- осознание состояния человека и детерминант кризисной ситуации (рефлексия актуального состояния системы);

- эмпатичное, эмоционально-чувственное вживание в проблемную ситуацию (отождествление с системой);

- постановка общей цели, внутренней стратегии и тактики, психотехнологическое насыщение предполагаемого процесса самосовершенствовании ситуации (моделирование перспективного состояния системы);

- реальное разрешение проблемной ситуации, осуществление позитивной перенастройки ситуации (приведение системы в равновесное состояние на новом качественном уровне).

Мы принимаем кризисные состояния личности как особо благоприятные для развития личности. При этом следует отметить несколько переменных, которые позволяют рассматривать кризисные состояния как проблемную ситуацию для личности, требующую психологического или психотерапевтического вмешательства:

- кризисные ситуации вызывают положительные сдвиги только на первых фазах (повышение общей активности системы за счет внутренних ресурсов, имеющих интенцию к «гомеостазису», поддержанию равновесного состояния);

- при высокой интенсивности или длительности травмирующей ситуации возможен срыв адаптационных механизмов личности;

- высока вероятность «застревания» в ситуации без внешней социально-психологической поддержки;

- как правило, кризис сопровождается потерей жизненных сил (витальности), понижением социальной эффективности;

- кризисные ситуации имеют социально-психологический потенциал, фиксирующий личность на негативном аспекте опыта, что сопровождается потерей перспективных целей жизни, может привести к более продолжительным психологическим реакциям типа депрессии, апатии, повышению тревожности, другим деструктивным изменениям личности вплоть до психологической и физической патологии.

Использование принципа позитивности также обусловлено тем фактом, что человек, сонастроенный с положительными состояниями, является существом с высокой жизненной энергией, степенью самоактуализации, проявленности в жизни, в творчестве, в социуме.

 

Принцип соотнесенности  

Пятый принцип - принцип соотнесенности - необходимость учета интенсивности действия психотехнологии с уровнем сензитивности психики клиента на структуру, содержание и форму воздействия. Принцип указывает, что в практической деятельности специалист должен придерживаться определенных правил:

- глубокое знание психотехнологий и их влияние на личность клиента («яды не всегда помогают, они могут и отравить»);

- сущности не имеет смысла преумножать без необходимости («бритва Оккама»). Это касается как применения психотехнологий, так и уровня сложности механизмов интерпретации: мера, необходимая достаточность;

- семантическая близость: смысловое поле и методическая оснащенность психотехнологии должны быть понятны, доступны и приемлемы для клиента;

- энергии внешней поддержки по длительности и интенсивности должно быть достаточно для приведения личности из состояния кризиса в состояние баланса;

- цели самосовершенствовании и психотерапии, которые ставит профессионал, должны быть соотнесены с индивидуальными целями клиентов и составлять единую деятельность.

 

Принцип многомерности истины

Шестой принцип - принцип многомерности истины - любое объяснение и понимание индивидуальной психической реальности, а также социально-психологических закономерностей групп и сообществ, всегда будет неполным, а значит и не истинным.

При любом объяснении и понимании будет ряд неучтенных переменных, влияющих на поведение человека или группы, и выведенные закономерности в индивидуальной психической реальности, групповом пространстве будут справедливы лишь при определенных условиях и с определенной (неопределенной) вероятностью.

Принцип многомерности истины - призыв к рефлексивной, понимающей и сопереживающей позиции к любому мнению, позиции, опыту, суждению, идее, теории и учению. Одновременно он означает изменчивость содержания, формы и способов взаимодействия с клиентом в зависимости от его личности (социально-психологических характеристик группы, когда клиентом является группа), его интересов и мотивов, установок, а также установок и возможностей специалиста.

Принцип многомерности отражает факт высокой динамичности индивидуальной психической реальности и межличностных отношений, их изменчивость и развитие.

Существуют, на наш взгляд, следующие требования к психотехническому обеспечению социально-психологической работы в условиях кризисного общества, объективные общественные требования к особенностям психотехник.

1. Интенсивность психотехнологий вызвана следующими обстоятельствами:

- огромным массивом кризисных состояний личности, высокой репрезентацией не только кризисной личности, но и кризисных групп на микро и макроуровне в обществе;

- сжатием времени, убыстрением и уплотнением энергоинформационных процессов в обществе, в группах и в индивидуальном сознании;

- проявленной потребностью быстрого и эффективного, точного и безопасного разрешения проблем личности и групп за счет расширения ресурсов.

2. Комплексность, системность, целостность. Психотехнологии должны работать на следующих уровнях:

- физическом и психофизическом (снятие соматических факторов стрессов и стрессогенных ситуаций);

- психологическом (разрешение внутриличност-ных проблем, личностная трансформация, психотерапия, достижение целей интеграции личности, удовлетворение потребности в общении и понимании);

- разрешение социально-психологических проблем (проблемы коммуникации и социальной интеграции, конфликтов, социальной адаптации, репрезентации в общественных связях и отношениях);

- разрешение проблем самоактуализации личности (расширение личностной свободы выбора, открытие внутренних энергетических интеллектуальных и эмоциональных ресурсов, нахождение глубинной мотивации человека и приобретение права полностью проявлять свою индивидуальность);

- удовлетворение потребности личности в транс-цендировании, нахождение психодуховных измерений личности, определение ответов на основные вопросы человеческого бытия, постижение экзистенциедальных ценностей человеческого существования и высших морально-этических принципов общества.

3. Адаптивностью психотехнологий в социальном пространстве, которая обеспечивается следующими факторами:

- достаточной предысторией использования в самосовершенствовании и интеграции личности;

- тесной взаимосвязью с эмпирическими техниками самоинтеграции, которые используются людьми в обыденной жизни без теоретического осмысления;

- высокой мерой научности в теоретическом, методологическом отношениях, а также высоким динамизмом, открытостью и тесной связью с практикой.

4. Обеспечением свободы клиента, которая выражается в следующих требованиях к психотехнологиям:

-экологичность психотехнологий;

- соблюдение принципа Оккама «Сущности не имеет смысла преумножать без необходимости»;

- они должны формировать умения и навыки, достаточные и необходимые для решения личностных проблем самостоятельно самим клиентом;

5. Безопасность, которая выражается на всех уровнях существования человека:

- физическом;

- психологическом;

 - социально-психологическом и социальном;

- духовном.

Трудно найти психотехнологию, которая соответствовала бы всем требованиям, выдвигаемым
социально-психологической работой, как специфической деятельностью с личностью и группами в
кризисных состояниях. Но, как показывает опыт работы с тысячами клиентов за последние девять лет,
это вполне возможно.

In Section: Материалы - This article belongs to category: Статьи